В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документальное подтверждение затрат является необходимым условием и для признания их в качестве расхода для целей налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В настоящее время ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не устанавливают предельных норм расходов на ГСМ, которые можно списывать на затраты.
Дело в том, что Минтранс России руководящим документом N Р3112194-0366-03 утвердил Нормы расхода топлива и ГСМ на автомобильном транспорте. Документ введен в действие с 1 июля 2003 г.
Однако Министерство юстиции РФ не осуществило регистрацию указанного документа, и он не был опубликован в установленном для таких документов порядке. Следовательно, для целей налогообложения и бухгалтерского учета данный руководящий документ не является обязательным. Пользоваться документом, естественно, можно, например, при расчете себестоимости перевозок, содержания транспорта, планировании и т.д. Также каждое предприятие вправе само установить такие нормы, чтобы контролировать расход ГСМ.
Стоимость израсходованного топлива списывается на себестоимость продукции на основании первичных учетных документов, подтверждающих, что автомобиль используется в производственных целях. Такими документами являются маршрутные или путевые листы, содержащие обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, с приложением к ним чеков контрольно-кассовых машин, которые, в свою очередь, должны содержать реквизиты согласно Письму Минфина России от 5 января 2004 г. N 16-00-17/2 (при выдаче денег на бензин под отчет).
Особое внимание необходимо обратить именно на наличие в указанных случаях чеков ККТ. Иначе налоговый орган вправе увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму документально не подтвержденных расходов и доначислить на указанную сумму налог.
Маршрутные листы применяют обычно в том случае, когда автомобиль курсирует по одному и тому же маршруту в течение длительного времени. Когда маршруты одного и того же автомобиля различны, используют путевые листы.
Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Указанным Постановлением утверждены, в частности, следующие формы путевых листов:
- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3). Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям;
- путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-С и 4-П). Такие путевые листы являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов. Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы водителя автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-П (повременная) применяется при условии оплаты работы водителя автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
Другое по теме:
Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта
Ресурсы Земли истощаются,
а потребности землян растут, что побуждает к поиску новых возможностей
жизнеобеспечения. Это обстоятельство в значительной степени обусловило ход
интеграционных процессов в мире: на Американском континенте, в Азиатско-Тихоокеанском,
Центрально-азиатском реги ...
Основы системы воздушного транспорта
Существует множество факторов, влияющих на выбор воздушного
авиаперевозчика: рекомендации знакомых, друзей, положительный прошлый опыт,
репутация авиакомпании, тип самолета, график полета и т.д. Все эти и другие
факторы зависят, прежде всего, от качества обслуживания как в аэропорту, так ...
Редуктор с конической передачей с карданным валом
Механизм для перестановки крыльев необходим для изменения
угла стреловидности на современных многорежимных самолетах, способных летать на
различных скоростях. Для каждой скорости полета существует оптимальная
конфигурация крыла, которая зависит от его стреловидности. Для уменьшения
сопро ...