Основные исследования и испытания за рубежом проведены с МЦТМ формулой , известным в химической промышленности США под названием МД-СМТ, а в нефтяной – АК-33Х. Это соединение представляет собой прозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом, температурой кипения 233 °С, плотностью 1,3884 г/ и температурой застывания 1,5°С.
МЦТМ хорошо растворим в бензине и практически нерастворим в воде (0,007% масс. при 25 °С).
Антидетонационную эффективность МЦТМ изучали на товарных бензинах и индивидуальных углеводородах. Исследования на индивидуальных углеводородах показали, что углеводороды, наиболее чувствительные к ТЭС, обнаруживают и наилучшую приемистость к МЦТМ. Наиболее приемисты как к ТЭС, так и к МЦТМ н-гептан, 2,2-диметилбутан и 2-метилпентан. Нафтеновые углеводороды обладают несколько меньшей приемистостью к МЦТМ, чем парафиновые, но намного превосходят ароматические. Эффективность МЦТМ в олефинах в значительной степени зависит от структуры: приемистость к нему октена-1 в 14 раз больше, чем диизобутиленов.
При исследовании сравнительной эффективности МЦТМ и ТЭС на искусственной смеси, состоящей из 40% толуола, 30% н-гептана, 20% диизобутилена и 10% изооктана (топливо ТД-3), оказалось, что МЦТМ вдвое эффективнее ТЭС при определении октанового числа – по моторному методу. Приемистость бензинов к МЦТМ зависит от химического состава. Бензины с высокой приемистостью к ТЭС, как правило, еще более приемисты к МЦТМ. Основное влияние на приемистость бензинов к МЦТМ оказывает содержание в них парафиновых и ароматических углеводородов: с увеличением первых и уменьшением вторых приемистость возрастает. Высокую приемистость к МЦТМ имеют алкилаты, газовые бензины, углеводороды разветвленного строения.
На основании обследования образца различных товарных бензинов в США установлено, что МЦТМ в среднем примерно вдвое эффективней ТЭС (считая по металлу) при определении антидетонационных свойств по исследовательскому методу. При оценке по моторному методу антидетонационная эффективность МЦТМ и ТЭС примерно одинакова. Замечена характерная особенность МЦТМ: он повышает детонационную стойкость бензина, содержащего ТЭС, при этом особенно эффективны первые порции. Одно и то же количество МЦТМ повышает октановое число этилированного бензина больше, чем неэтилированного; чем выше содержание ТЭС в бензине, тем эффективно введение МЦТМ. Промотирующее действие МЦТМ на антидетонационную эффективность ТЭС дало основание для совместного применения этих антидетонаторов. В США была выпущена антидетонационная смесь АК-33 Mix, состоящая из ТЭС и МЦТМ (0,052 г марганца и 1 мл ТЭС). Действие ТЭС промотируется не только МЦТМ, но и некоторыми другими соединениями марганца.
При испытании на двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях МЦТМ оказалась значительно более эффективным, чем при определении октанового числа исследовательским и особенно моторным методом. При испытаниях на полноразмерном одноцилиндровом двигателе оказалось, что детонационная стойкость бензина с МЦТМ на 3 – 4 октановых единицы выше, чем по исследовательскому методу. Многочисленные дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная стойкость бензины с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному.
Данных о механизме антидетонационного действия марганцевых антидетонаторов в зарубежной литературе не опубликовано. На основании проведенных исследований и испытаний, по-видимому, такой же, как и ТЭС. Полагают, что в начале МЦТМ распадается с образованием металла или его окислов в мелкодисперсном состоянии. Активные окисные соединения марганца, вероятно, и являются теми веществами, которые прерывают цепные реакции, ведущие к детонации. Очевидно, марганцевосодержащий антидетонатор разрушает те же активные соединения, что и ТЭС. В пользу такого предложения говорит некоторая идентичность в приемистости товарных топлив и чистых углеводородов к МЦТМ и ТЭС.
Другое по теме:
Состав и управление главного энергетического комплекса двухвальной дизельной энергетической установки грузового судна
Судовая энергетическая установка – сердце и кровеносная система судна.
Сама идея корабля, как автономного технического комплекса, способного выполнять
полезные функции в условиях агрессивной внешней среды, изначально подразумевает
неизбежную энергозависимость, которая со временем только р ...
Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя
В качестве прототипа
двигателя принят ТРДД Д–18Т – трёхвальный турбореактивный двухконтурный
двигатель. Особенность трёхвальной схемы–разделение ротора компрессора на три
самостоятельных ротора, каждый из которых приводится во вращение своей
турбиной.
Конструкция двигателя
выполнена ...
Защита выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего
сгорания (ДВС) – устройство,
преобразующее тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива в цилиндрах, в
механическую работу.
Выпускной клапан
Рисунок 1 - Общий в ...