К маневровым устройствам относятся вытяжные пути и сортировочные горки. К маневровым средствам относятся локомотивы, средства сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи), сигналы, тормозные устройства и приспособления. На маневрах используют тепловозы, электровозы и мотовозы.
Различают четыре основных способа маневров на вытяжных путях: осаживанием, изолированными, серийными и многогруппными толчками.
Рис.2. Маневровый полурейс и рейс
Осаживание – самый медленный способ. Чтобы начать маневры, локомотив вытягивает состав или его часть за разделительную стрелку вытяжного пути, а затем осаживает на тот путь и до того места, где должен, быть поставлен крайний отцеп. После остановки и отцепки крайних вагонов маневровый локомотив с остальной частью состава возвращается за разделительную стрелку, чтобы осадить следующий отцеп на другой путь назначения. Маневры осаживанием применяют только в тех случаях, когда требуется особая осторожность в передвижении или большая точность в постановке на место вагонов, например, занятых людьми, с грузами III и IV степеней негабаритности и боковой негабаритности II степени, с трафаретом «с горки не спускать», а также груженых транспортеров, локомотивов в недействующем состоянии, составов рефрижераторных поездов, пассажирских вагонов, кранов на железнодорожном ходу. Прицепку вагонов к составу, подачу их на пути погрузки и выгрузки или ремонта, расстановку у фронтов, где выполняют грузовые или технические операции также выполняют осаживанием. Этим же способом работают на станционных путях с такими уклонами в сторону парка или перегона, на которых трудно удержать вагоны после толчка.
Способ изолированных одиночных толчков заключается в том, что от маневрового состава, поданного за разделительную стрелку вытяжного пути, до начала толчка отцепляют первую группу вагонов. Когда локомотив, начиная толчок, быстро разгоняет состав и затем тормозит его до полной остановки, отцепленная группа вагонов по инерции продолжает движение. Останавливается отцеп под действием собственных сил сопротивления или при помощи тормозных башмаков. Для последующих толчков маневровый состав каждый раз вытягивают за разделительную стрелку. Так, отдельными точками с обратным вытягиванием рассортировывается весь маневровый состав. Маневры изолированными толчками ускоряют расформирование-формирование составов. По сравнению с осаживанием этот способ сокращает продолжительность маневров примерно на 30-35%.
Еще больший эффект дает способ серийных толчков, который в 2-3 раза ускоряет сортировку по сравнению с осаживанием. Перед началом толчков маневровый состав вытягивают на расстояние 150-200 м за последней разделительной стрелкой, где отцепляют крайнюю группу вагонов (первый отцеп). С этой позиции состав разгоняется до скорости 6-15 км/ч и притормаживает (замедляет ход). От толчка первый отцеп отрывается от состава и по инерции направляется на сортировочный путь по подготовленному маршруту. В момент притормаживания отцепляют следующую группу вагонов, а состав вновь разгоняют в том же направлении с последующим торможением, во время которого вагоны отрываются и направляются на свой путь. Толчки продолжают до тех пор, пока маневровый состав не дойдет до разделительной стрелки. Тогда состав снова вытягивают для новой серии толчков. За одну серию в среднем выполняется 3-5 толчков.
Другое по теме:
Определение экономической эффективности электрической тяги
Так как в настоящее время износ техники на ж.д. транспорте превышает 70%,
то обновление изношенных основных средств и введение в эксплуатацию более
совершенных является главной задачей экономической стратегии управления
железными дорогами.
Работа выполняется в соответствии с методическ ...
Расчет электромеханического рулевого привода
Для правильного выбора
электродвигателя рулевого устройства необходимо знать характер изменения
нагрузки на его валу. Момент на баллере руля, а, следовательно, и на валу
электродвигателя, зависит от типа руля, площади пера руля и его положения
относительно диаметральной плоскости судна, ...
Проект таксомоторного АТП на 290 автомобилей
Поддержание автомобилей в технически исправном
состоянии в значительной степени зависит от уровня развития условий
функционирования производственно-технической базы АТП, представляющих собой
совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента,
предназначенных для технич ...