Якорь приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью. Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Держащая сила якоря зависит от его конструкции, веса и свойств грунта. Наибольшую держащую силу якоря имеют на плотном песке. Эффективность якоря определяется коэффициентом держащей силы - отношением держащей силы к весу якоря. Основой конструкции якоря является продольный стержень (или веретено), в верхней части которого имеется скоба для крепления якоря к якорной цепи, а в нижней - лапы и рога, прикрепляемые к веретену неподвижно (узел такого крепления называется тренд) или на шарнире в коробке. На рисунке 1 показаны этапы постановки на якорь (отдачи) и поднятия якоря.
Рисунок 1 - Постановка на якорь и снятие с якоря: а - якорь скользит по грунту; b - якорь зацепляется; с - якорь зарывается; d - якорная цепь натягивается; е - якорная цепь вырывает якорь из грунта; f - якорь поднимается
При отдаче якорь падает на дно (рис. 1, а) и буксируется движущимся судном (рис. b). При этом за счет действия штока (шток-анкер) или за счет своей формы (якорь патентованной системы) якорь поворачивается лапами к морскому дну. Если он буксируется дальше, то его лапы зарываются в землю и якорь «зацепляется» (рис. с). При подъеме якоря сначала выбирают якорную цепь (рис. d), которая постепенно принимает вертикальное положение (рис. е). В этот момент якорь отрывается от грунта, а якорная цепь испытывает большую нагрузку. После того как якорь поднят с грунта, его начинают выбирать якорной лебедкой до тех пор, пока он не окажется в якорном клюзе. Некоторые якоря для повышения силы сцепления с грунтом имеют шток - стержень, ориентированный поперек веретена. Шток может быть установлен на веретене, на лапах, на коробке якоря. Держащая сила якоря выражается через отношение его веса к тому весу, который он способен удерживать. Простейший якорь А в виде камня, обвязанного канатом, удерживает вес меньше собственного. Адмиралтейский (со штоком и неподвижными лапами) якорь малых размеров удерживает (в зависимости от особенностей его конструкции) вес в 3-12 раз больше собственного, а больших габаритов - в 5 раз больше своего веса. Якоря, не имеющие штока, удерживают: малые - в 2-3 раза больше своего веса, большие (корабельные) - в 5 раз больше своего веса; держащая сила таких якорей через некоторое время после заглубления лап в грунт возрастает по сравнению со значением ее величины сразу после отдачи. Якоря Дэнфорта удерживают: малогабаритные литые стальные - в 17-460 (в зависимости от типа грунта) раз больше своего веса; предназначенные для постоянной швартовки якоря сборной конструкции - в 30-1000 раз больше своего веса; корабельные - в 20-30 раз больше своего веса. Значение держащей силы постоянно при условии, что полностью натянутая (без провеса) якорная цепь отходит от якоря под углом 15° к горизонту. Обычно это достигается при длине цепи, в 4 раза большей глубины погружения якоря, но в зависимости от ветра и течения может потребоваться длина цепи в 10 раз больше глубины погружения.
Другое по теме:
Технико-экономическая эксплуатация транспорта
Управление транспортом в процессе физического движения
товаров на пути от производителя к потребителям через сформированные
логистические каналы распределения состоит в последовательном решении следующих
задач:
1. Выбор вида транспорта и определение мест и способов
перевалки грузов с ...
Оборудование двухпутного участка железной дороги устройствами автоблокировки переменного тока
Перед железнодорожным транспортом
стоят ответственные задачи по полному и своевременному удовлетворению
потребителей народного хозяйства и населения в перевозках. Осуществление этих
задач имеет большое значение для динамичного развития всех отраслей народного
хозяйства, экономики страны, ...
Технология и организация автомобильных перевозок
Транспортный процесс
– совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и
операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно
или согласовано с другими организациями при подготовке, осуществлении и
завершении перевозок груза.
...